Урок рисования в 8 классе
Тема: Иконопись на Руси
Цель: формирование представлений об иконописи в целом и на
Руси в частности;
развитие интереса к истории создания первых икон на Руси;
воспитание эстетических чувств.
Ход.
I Оргмомент
II Повторение.
Раскройте пожалуйста технику письма лаковой миниатюры Федоскино.
III Знакомство с темой.
Иконописание – вид станковой религиозной живописи, обладающий специфическим сюжетным составом, материальной основой, техникой, приемами и методами исполнения.
Главной функцией иконописи было создание молельных образов, воплощающих сверхчувственные представления в чувственно воспринимаемых формах.
Произведения – иконы – исполнялись, как правило, на досках ( реже на холсте) темперными красками. В иконописи сложилась определенная система приемов, служащих адекватной передаче сакрального содержания. Изображаемые формы дематериализовались, уплощались, чуму способствовала применяемая иконописцами обратная перспектива. Пространство носило ирреальный характер ( золотые фоны), допускались совмещения разновременных моментов в пределах одной композиции, разномасштабность изображений.
Методом работы иконописца было творчество по образцу, а не с натуры. Образец мыслился восходящим к идеальному архитипу – первообразцу. Поэтому в практике работы средневекового мастера большую роль играли сборники образцов – иконописные подлинники. наиболее ранний греческий подлинник, составленный монахом Дионисием Фурноаграфиотом, восходит к XVI веку. Известны русские подлинники XVI – XVIII в.в., разделяющиеся на лицевые ( иллюстрированные) и толковые, содержащие краткое описание предметов изображения и технические руководства.
Особенностью иконописи является также ее преимущественная анонимность, т.к. художник осозновал себя не творцом, а посредником в воплощении первообраза.
Возникновение иконописи связано с традициями позднеэллинской живописи, в особенности с фаюмским портретом. Наиболее ранние произведения иконописи, дошедшие до нашего времени, датируются V-VI веком и возникли в странах Передней Азии ( в т.ч. на Синайском полуострове). Крупнейшие школы иконописи сложились в Византии, в коптском Египте, Эфиопии, Южно – славянских странах, Грузии. Византийские иконы первоначально имели характер портретов христианских святых, мучеников и т.д. Позже появились символические и повествовательные композиции.
На Руси иконопись появляется с принятием христианства и достигает наивысшего расцвета в XII -XIIIв.в., а затем в XIV – Xvв.в. ( творчество Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия). Традиционная техника русской иконописи – темпера на яичном желтке, выполнявшаяся на липовой доске, в которой выдалбливалось углубление (“ковчег”) для основного изображения; на вклеенную холстину – паволоку наносился грунт – левкас. Вначале выполнялось доличное письмо ( одежда, элементы пейзажа, архитектуры, повествовательные эпизоды; исполнение завершалось сложным личным письмом ( темный тон – санкир, высветляющие его пробелка, вохрение; оживляющие штрихи – движки), передававшим лицам и свободные от одежды части тела. Крупное центральное изюбражение часто обрамлялось мелкими изображениями – клеймами. Фон, а нередко все кроме лиц и рук закрывали металлические листы ( оклад, басма).
В XVI – XVIIв.в. в иконописи растут черты декоративности, фантастики, изощренной тонкости ( Строгановская школа), появляется портрет ( парсуна), а в концеXVIIв. элементы светотеневой моделировки, жизнеподобие ( Симон Ушаков), архитектурные и пейзажные мотивы из западных гравюр.
В конце XVII начале XVIIIв. начинается бытование на русской почве живописи маслом на религиозные темы. В дальнейшем она существует наряду с традиционной иконописью, продолжающей развиваться в Поволжье и в селах – старых центрах иконописи – Мстере, Холуе, Палехе. В 1980 – 1990 г.г. предпринимаются попытки возрождения иконописи, в основном сводящееся к копированию или стилизации древних форм.
О том в каком состоянии находится палехский промысел в наши дни мы узнаем из ваших докладов.
( Доклады учащихся)
IVАнализ
V Итог.
|