Малый уголок великой России.
Ещё за пять столетий до Рождества Христова наши края посетил «отец истории» Геродот. По его мнению, это был удивительный край, а народ достойный всяческого уважения, более всего не терпящий лжи. Это неоценимое достоинство правдивости унаследовали и наши предки-казаки, почитавшие криводушие смертным грехом. Как помним мы из школьных учебников, Русь-Россия начиналась Киевской Русью и про-должалась Московской. А в нас, жителях Кубани, эти два начала слиты воедино дваж-ды. Мы, потомки от переселенцев Запорожской Сечи, можем считать Днепр своим От-цом, а принявшую нас Кубань – матерью своей. Ведь не случайно вначале20 века мно-гие кубанские казаки совершали хадж в далёкий от Кубани Киев, чтобы поклониться славянскому Днепру, полюбоваться красотами Киева, помолиться в Софийском собо-ре.
В 1994 году 200-летний юбилей отмечали 40 городов и станиц Кубани – бывших казацких куреней Запорожской Сечи. Среди них и станица Староминская. Её история уходит к истокам зарождения кубанского казачества. А вместе с историей станицы Староминской зарождается история х. Жёлтые Копани.
Хутор Жёлтые Копани расположен в 33 км от ст. Староминской. Состоит он всего из двух безымянных улиц: северная и южная, да «остров», где находится всего 7 крестьянских дворов. Улицы разделяет пруд, в простонародье названный «Липский», т.к. издавна, ещё с 30-х лет многочисленное семейство Липских ухаживало за прудом, разводили и ловили в нем рыбу, поливали огороды.
Первыми поселенцами хутора были Шепитько, ГагаЙ, Пыдык, построившие здесь свои хаты. Вот тогда староминчане приезжали в Жёлтые Копани за жёлтой глиной, которую использовали как строительный материал. Существовало поверье, что в глине этой имеется заколдованный материал, дающий особенную силу сделанному из неё кирпичу.
Хутор живописен в любое время года, но равнинная степь особенную прелесть имеет, когда она покрывается золотистыми поспевающими колосьями хлеба, а летом повсюду видны корни соломы. Не случайно, все жители хутора называли себя гордым словом «хлеборобы»
А по всем направлениям от хутора идут многочисленные дороги для сообщения жи-телей со своими соседями: ст. Новоминская, ст. Новодеревяновская, ст. Новоясенкая…
В 20 веке Россия пережила невиданную в истории трагедию – крушение величайше-го государства и гибель миллионов людей, совершила величайший подвиг, открыла первой космическую эру, с гордостью вошла в новое тысячелетие.
От всех этих событий хутор не был в стороне. В 1918 году стали возвращаться фронтовики, затем белые и красные, коммунисты и монархисты…Десятки хуторян погибли в тот далекий 1933 год, когда люди ели людей. 70 человек не вернулось с войны с фашистами.
В наши дни в хуторе живет 356 человек. Мужчин -172человека, женщин - 184 че-ловека, пенсионеров 97человек, детей до 16 лет 74 человека, учащихся 60 человек.
Основное население – русские. Кроме того, в хуторе живут мордвины, украинцы, та-тары, казахи, армяне, грузины, греки.
В хуторе есть средняя общеобразовательная школа № 11, магазин № 54, детский садик, баня, МТФ № 3 и полеводческая бригада № 4 СПК «Нива Кубани» Каждый жи-тель хутора имеет право пользоваться земельным участком. Есть фермерские хозяйва, почтовое отделение связи и фельдшерский пункт. Имеется дорога, тротуары.
Возвращаясь в прошлое, вспомним, чем занимались наши деды, прадеды помимо забот о воинской службе, хлебе и живность.
Досуг и развлечения хуторской молодёжи известны нам из исторических источни-
ков, из воспоминаний старожилов. Интересными рассказчиками из жизни в прошлом являются Яковенко А.М., Старченко А.Д., Бирюк В.Я. и другие.
Самыми популярными были «вулыци» ( «улицы») и «досвитки» («посиделки»). С
вечера в праздник или в выходной собирались группы молодёжи в определенном мес-те. Образовывался почти постоянный состав – что-то вроде клуба. Это и была «вулы-ця» – место знакомств и свиданий. Парни играли на гармошках, баяне, вместе с де-вушками пели песни, плясали, беседовали. Уж как играл на гармони Галась П.К., Бур-носов В.Л . До сих пор помнят удалые пляски Яковенко В.А., Бирюк Н.И. А предмет беседы на встречах молодых людей во все времена известный.
Посиделки (досвитки) устраивались обычно осенью и зимой в домах вдов, одино-ких старух или пустующих помещениях хутора. Особо готовится дом для посиделок: одни убирали дом, другие несли душистое сено, третьи готовили освещение (кероси-новая лампа или кагальник), просили прийти какого-нибудь музыканта. Обычай поси-делок сохранился до сих пор, но содержание музыки, танцев, конечно, отличается. А в 40-60-е годы на посиделки приносили какую-то работу (вязание, вышивание, пряли).
Своим вязанием славились сестры Шумилины Анна и Мария; вышивали сестры Шепитько Раиса, Таисия, Анастасия, Любовь. А когда приходил гармонист, работа прекращалась. Начинались танцы, пляски, песни. Песни петь в хуторе умели мастерс
-ки, особенно хоровые: трех-четырехголосно. Песни пели грустные, печальные, до бо-
ли сладостные, красивые и душевные. Они относились к несчастной любви, горькой доле сиротинки, тяжкой неволе тех, кто был в плену у врага. А ещё о цветах, барви-ночках, красоте человеческой, о дружбе и верности. Были сатирические – высмеивали лентяев, жадность, ложь. Как затянут своим сильным голосом Яковенко А.М. с сест-рой Бойко Р.М., да как подхватят чета Дадыка К. А. и Дадыка А. А, мураки по телу идут. Их поддержат супруги Пыдык, Старченко… А уж припевки-частушки – целое море! Хутор интернациональный. Звучат частушки и на русском, и на мордовском, и на украинском языках. И все их понимали. Частушки пели ласковые и осуждающе-холодные, добрые и сердитые, злые и хлесткие. Они заставляли забыть горе и беды, веселили души людей, делали всех душевно богаче. Песни действительно любили, бе-регли и потому в конце рабочего дня, к вечеру, особенно весной и летом, все хуторяне отдавались песне.
Чарующими были хуторские вечера. Тихо и ласково, в переплетении разных голо-совых тонов завораживающе рассказывала о них ученикам местной школы в переры-вах между уроками уборщица – Яковенко А.М., унося детей в радушный мир прекрас-ного. «Ведь песня, говорила она, была венцом всему доброму, порождаемому человеком на земле»
В памяти старожилов хутора сохранился и хуторской любительский театр. Со своими «спектаклями» артисты выезжали в соседние хутора и станицы. Организатора-ми их были Бурносов В.И., Крылова А.В., Лукиных Н.П. активные участники – семьи Дадыка, Бурносовых, Поддубние, Овдиенко, Старченко и многие другие. Репертуар подбирали сами в основном на украинском языке, что близко было созвучно с мест-ным говором. В этом сказывалась стихия родной для потомков запорожцев и пересе-ленцев с украины речи. Спектакли проходили в местном клубе. Большое значение для
успеха художественного кружка имела работа художника – самоучки Лукиных Н.П, писавшего декорации мастерски и с большим старанием. Использовался для декора-ций и местный материал: камыши, бузина, ветки ивы. Все это в полном смысле украшало сцену, а «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя доступны были всем жителям хутора. Ещё до наших дней хуторяне хранят добрую память об участ-никах художественной самодеятельности, а Овдиенко Н.И., Бирюк Н.И.,Лукиных Н.П называют не действительными фамилиями, а именами полюбившихся персонажей
сыгранных в свое время самодеятельными артистами. Например, Гривенный Ф.М и Бурносов В.И – это Тарапунька и Штепсель.
Весело и шумно в хуторе отмечались религиозные праздники – Рождество (Святки), пасха (Велыкдень) и другие. Церкви в хуторе не было. Хуторяне ездили в Староминскую, а дома устраивали праздничные столы. На столах – мясная лапша домашнего приготовления или борщ, каша обжаренным мясом, а под конец – круто настоянный «озвар» (компот из сухофруктов). Применение горячительных напитков не допускалось, хотя некоторые гости и хозяева являлись к столу в достаточно приподнятом настроении, румяные и разговорчивые. Веселым зимним праздником были Святки, продолжавшиеся от сочельника до Крещения. В сочельник дети носили «вечерю» родным и соседям. Им дарили подарки. Сама «вечеря» представляла собой сладкую разваренную кашу (пшеничная крупа, позже – разваренный рис с изюмом, иногда просяная крупа). Распространен был обычай «колядования», «щедрования»-пожелание хорошего урожая, богатства и счастья. Особенно «щедривкими» увлекались детвора, которые подбегали под окна соседей и пели:
Щедривочка щедровала
До виконця припадала
Що ты, тетка, напыкла,
Нисы нам до викна.
Дай скорей нам пририжок.
И тетка выносила пироги, сладкие пышки, конфеты, пряники. Одаривала детей и они
бежали к следующему дому.
Молодежь устраивала «колядки», с которыми ходила группа людей в 5-7 человек. Смысл колядок – пожелать добра, похвалить что-то у хозяина и что-то выпросить для себя:
Коляд,коляд-колядница.
Дайте, тетка, поляницу.
Поляниця не така,
Дайте, дядько, пьятака.
Не дасте пьятока-
Возьму корову за рога,
А кобылу – за чупрыну
Тай свыду я их в могылу.
А с могылы- та в кабак
Тай пропью их за пьятак.
Хозяин задабривал их каким-нибудь кулинарным изделием, чтобы и в самом деле мо-
лодые люди не сделали чего в его дворе. Случалось и такое, когда утром хозяин шел искать свою живность кляня молодежь в выражениях далеко не праздничных. А моло-дежь на собранные деньги устраивала себе вечеринки.
На Новый год ходили «посыпать», что означало бросать горстями зерно пшеницы
в угол, где размещались иконы: На щастья, на здоровье
На многое лета…
Роды, Боже, жито, пшеныцу,
Всякому пашныцу!
З Новым годом! Та з Василем!
Хозяева благодарили, угощали, чем могли, а гости отправлялись дальше.
Самым большим праздником почиталась Пасха (паска). Гуляния, крашенные яйца,
трапеза на могилах умерших родственников – все это лишь внешние приметы главного праздника Православия. Его суть – чувство всемирного единения всех душ, и живущих теперь и живших прежде, и прародителей и потомков, которое дает ощущение народа извечности, красоты и осмысленности жизни. После Пасхи справлялась Троица.
А кроме всех этих праздников всем хутором справляли свадьбы и проводы в армию молодых парней, красные дни календаря. Особо отмечали, с шумом, горячи-тельными напитками, выезжая на берег пруда или живописное место завершение уборки урожая – «Обмолот»
Богат х. Жёлтые Копани. Богат своей историей, своими плодородными землями, садами, природой. Богат своими людьми, о судьбе которых можно написать сотни томов книг. Богат своими традициями, старыми и новыми. Есть в хуторе балагуры, частушечники, танцоры, композитор и художник. А еще есть местный поэт Пономарёв Анатолий Яковлевич. Большой любовью переполнено его сердце к родному краю, любит и уважает он своих односельчан, посвящает им свои стихи. Читают эти стихи хуторяне, знают местные детишки, а еще многие из этих стихов помещались на страницах районной газеты « Степная новь». Делится Пономарев А. Я. своим опытом с потомками, ведь долгие годы был он заведующим МТФ №3 СПК « Нива Кубани» любит очень шахматы и прививает любовь к ним у хуторян, вызывая их на активное участие в шахматных турнирах. И хотя ему уже за 60, в душе он молодой: любит музыку и спорт, увлекается историей, интересный собеседник .
Материал собран уч-ся 9 кл. Кидяевой Олгой и Бараниченко Любой под руководством Пыдык Л.К.
ЕСТЬ МАЛАЯ ТОЧКА НА
КАРТЕ РОССИИ
Хутор Жёлтые Копани находится в Юго-Западной части Староминского района, в
33 км от районного центра. Староминский район находится в северной части Красно-дарского края в 180 км от краевого центра.
Хутор Жёлтые Копани располагается на равнинной местности (Прикубанская рав-нина), с общим уклоном к реке Албаши. Географические координаты хутора Жёлтые Копани – 46, 3 Северной широты и 38,8 Восточной долготы.
Хутор Жёлтые Копани располагается в районе границ трёх административных районов Краснодарского края: Староминского, Каневского и Старощербиновского.
Хутор лежит в умеренном климатическом поясе. Климат умеренно-континенталь
ный, среднегодовая температура воздуха – положительная.
Характерны мягкая зима и жаркое, засушливое лето, частые изменения погоды. Зи-
ма начинается в ноябре, кончается в марте. Крепкие морозы долго не держатся. Иногда снег зимой внезапно пропадает и идёт дождь. А весной так же внезапно могут ударить морозы и уничтожить на полях и в садах всходы и зародившиеся фрукты.
С осени и до весны преимущественно дуют восточные и северо-восточные ветры.
Растительный мир хутора представлен различными злаковыми растениями, а так же сорняками: амброзия, осот, лопух.
Животный мир - заяц, лиса, енотовая собака, в камышах водится дикий кабан. На местном пруду обитают лысуха, дикая утка, гуси, нырок, а в последнее время стали появляться стайки лебедей и цапли. В пруду водится щука, окунь, линь, карась, краснопёрка и уклейка.
Веет с поля ветерок,
В тополях дорожка ,
Здравствуй, Жёлтый хуторок,
Милая сторонка!
Стройные ивы под окном
Крыши обнимают.
Куры с красным питухом
Солнышко встречают.
Течет речка в камышах,
Запах поля тонкий.
До чего жить хорошо
Слышать смех наш звонкий!
Материал собран Кидяевой О. и Бараниченко Л. под руководством Радченко Е.Н.
2007 год.
|